Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук
+7 (3952) 42-65-04
info@lin.irk.ru

Экспедиция на НИС «Титов» с 03 по 14 августа 2024 г.

С 03 по 14 августа 2024 года на НИС «Титов» проведены экспедиционные работы вдоль восточного и западного побережий оз. Байкал и примыкающим к нему водоемам.

За период экспедиции отработано 50 станций, собраны представители разных таксономических групп как эндемичной байкальской, так и палеарктической фаун.

С целью уточнения ареалов и экологических предпочтений байкальских моллюсков собраны представители эндемичного сем. Baicaliidae. Удалось обнаружить 1 экземпляр Liobaiсalia stiedae в г. Таланка, что соответствует самой северной точке обнаружения этого вида, ареалом которого считалась только Южная котловина озера. Ранее для этого малоподвижного вида была показана существенная генетическая изоляция отдельных популяций, сопоставимая с видовыми отличиями в сем. Baicaliidae. На м. Кочерикова, где было обнаружено смешение южной и северной популяций псаммофильного вида Korotnewia semenkewitschii, этот вид собран на нехарактерном субстрате — камнях.

В рамках проведения ревизии прибайкальской малакофауны были собраны двустворчатые моллюски сем. Sphaeriidae и гастроподы р. Valvata в 10 и 6 станциях соответственно по периметру оз. Байкал, а также в озерах Арангатуй, Зама, Лосиное и прибрежных озерах на м. Болсодей, м. Коврижка, м. Мужинай, м. М. Солонцовом и Б. Солонцовом.

Тихоходки р. Bertolanius были отобраны из интерстециальных вод на 8 пляжах оз. Байкал, а также из двух донных проб на глубинах 5-10м. Не менее 20 экземпляров зафиксированы из каждой пробы для проведения молекулярно-генетического, кариологического и морфологического анализа.

Для описания личинок ручейников Baicalina nigrostriata были проведены сборы материала в районах, в которых были обнаружены имагинальные формы вида – это северо-восточное побережье и район пролива Малое Море. Отбор производили драгой и дночерпателем с глубин 10-20 м на пяти станциях. В лаборатории НИС «Титов» из брюшных сегментов личинок была экстрагирована ДНК для последующей видовой идентификации по методу генетического баркодирования. Домик и части личинок, имеющие диагностические признаки, были заспиртованы и переданы специалистам ЛИН СО РАН для определения вида классическими методами.

Для изучения видового разнообразия и генетического полиморфизма мшанок на территории Байкальского региона в водоемах прибрежно-соровой зоны оз. Байкал (Выдрино, р. Таланчанка, Арангатуй, оз. Кудалдинское, оз. Лосиное, р. Томпуда, губа Болсодей, оз. Коврижка, оз. Мужинай, озеро у м. Малый Солонцовый, оз. у м. Большой Солонцовый, оз. Зама) собраны представители этой группы гидробионтов, принадлежащие двум разным классам: Gymnolaemata и Phylactolaemata. Начата работа по определению видов мшанок с помощью микроскопического анализа их статобластов, а также методом генетического баркодирования на основе разных генетических маркеров: COI, ITS1-5.8S-ITS2, 16S рРНК. По результатам таксономической идентификации для части видов будет проведено полногеномное секвенирования с целью исследования особенностей строения митохондриальных геномов, а также поиска разных групп ДНК повторов в ядерных геномах для изучения их функций и эволюционных аспектов появления в геномах мшанок.

Продолжена работа по изучению популяционно-генетической структуры четырех видов гидр в Байкальском регионе, для этого удалось собрать материал в трех новых точках: прибрежно-соровой зоне оз. Байкал в районе Выдрино, в р. Таланчанка, оз. Кудалдинское.

За время экспедиции с помощью ультразвукового детектора и визуально проведены наблюдения за летучими мышам в 9 точках ночных стоянок корабля (Максимиха, бухта Пещерка (о. Большой Ушканий), между бухтой Змеёвая и о. Круглый, устье р. Кабанья, устье р. Томпуда, бухта Аяя, коса Мужинай, Кочериково, бухта Загли, бухта Песчаная). Зарегистрирована кормодобывающая активность не менее двух видов рукокрылых (Myotis petax, Eptesicus nilssonii) на удалении до 8200 м от берега. Отобраны пробы насекомых и амфипод для оценки состава потенциальных объектов питания рукокрылых над Байкалом. С борта корабля мобильной ловушкой и паутинной сетью на берегу, а также в штольне на берегу в устье р. Анга отловлено 18 летучих мышей двух видов (Myotis petax – 17, Myotis brandtii – 1), от которых взяты пробы биологического материала для генетической идентификации видов и экскременты для вирусологического исследования и анализа рациона питания. Кроме того, во время высадки на берег в дневных убежищах рукокрылых собрано 8 проб экскрементов летучих мышей в 6 точках (Большой Ушканий остров, Давша, Хакусы, мыс Котельниковский, мыс. Большой Солонцовый, бухта Песчаная) для анализа структуры питания и вирусологического исследования. Биологический материал для оценки трофических связей рукокрылых с водными организмами Байкала передан для камеральной обработки.

Для изучения энтомофауны и экосистем горячих источников выполнены полевые работы в бухте Змеиной (Змеиные или Змеёвые), в пос. Давша (Давшинские), в бухте Хакусы (одноименные) и у мыса Котельниковский (Котельниковские). В каждой из четырех точек выполнены сборы взрослых насекомых с использованием кошений энтомологическим сачком, эксгаустером, а также ручным сбором у воды, а также сборы водной и полуводной фауны из основных биотопов горячих источников и ручьев (ил, песок, дернины, подушки мхов, маты водорослей и другие субстраты) с использованием промывки субстрата водой на колонке сит и последующей флотации собранного материала в растворе поваренной соли. Часть собранных личинок и куколок двукрылых сохранены в живом виде для выведения взрослых насекомых, что позволит в дальнейшем использовать эти материалы для точных видовых определений и указать биотопы развития соответствующих видов. Из основных полуводных биотопов собраны субстраты для последующего выведения имаго насекомых непосредственно из этих субстратов. Для каждого изучаемого биотопа измерен диапазон температуры воды, pH и минерализация воды; выполнены сборы массовых форм высших растений.

В рамках изучения энтомофауны быстрых предгорных водотоков было обследовано три водотока: р. Кабанья (в 6 км выше устья), безымянный ручей в южной части бухты Аяя (в 200 м выше устья) и р. Котинка (в пос. Б. Коты в 100-200 м выше устья). В этих трех точках с камней на течении собран материал личинок и куколок амфибионтных насекомых, включая двукрылых.

По завершении экспедиции продолжена работа с живым материалом в лабораторных условиях по выведениям взрослых насекомых (преимущественно двукрылых) из личинок и куколок; эта работа будет в основном завершена к лету 2025 г. Кроме этого, начата работа по разбору собранных материалов по таксономическим группам, их этикетированию и определению собранного материала.