Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук
+7 (3952) 42-65-04
info@lin.irk.ru

Лимнологический институт является научным учреждением, выполняющим междисциплинарные комплексные исследования озера Байкал и других водоемов Сибири.

Целью деятельности Института является получение и применение новых знаний в области биологии, химии, физики, геологии и географии путем проведения фундаментальных научных исследований, направленных на понимание процессов формирования и функционирования водных экосистем, разнообразия и эволюции водных организмов, механизмов биологического видообразования, а также поисковых и прикладных научных исследований по указанным направлениям.

Основные научные направления деятельности Института:

  • Лимнология: механизмы образования, биоразнообразие, эволюция озерных систем;
  • Современное состояние и прогноз развития водоемов и водотоков суши;
  • Живые системы: комплексное исследование гидробионтов методами классической и молекулярной биологии и смежных наук.

Лимнологический институт является преемником организованной в 1928 г. Байкальской лимнологической станции. Это было первое научное учреждение Академии наук в Сибири.
В 1961 г. постановлением Президиума АН СССР № 49 от 20.01.1961 г. станция реорганизована в Лимнологический институт СО АН СССР.


Vereshcagin

Г.Ю. Верещагин
Первый директор Станции
с 1928 г. до 1944 г.

Taliev

Д.Н. Талиев
Директор Станции
с 1944 г. до 1947 г.

Tolmachev

В.А. Толмачев
Директор Станции
c 1947 г. до 1955 г.

Galaziy

Г.И. Галазий
Первый директор Института
c 1955 г. до 1987 г.

Grachev3

М.А. Грачев
Директор Института
c 1987 г. до 2015 г.

Fedotov3f

А.П. Федотов
Директор Института
c 2015 г. по настоящее время


     В составе ЛИН СО РАН - 1 научный отдел, 14 научных лабораторий, 1 группа, 1 приборный центр коллективного пользования физико-химического ультрамикроанализа.
     В Институте работает 337 человек;
     Численность исследователей – 132 человека, из них в возрасте до 39 лет – 28% (38 чел.);
     15 докторов наук;
     104 кандидата наук;
     6 профессоров;
     13 доцентов.

К наиболее важным результатам в области фундаментальных исследований можно отнести следующие:

  • Установление причины массовой гибели байкальских тюленей (6 тыс. голов, 1987–1988 гг.): поражение тюленей морбилливирусом чумы плотоядных (собачья чумка); возможность заражения тюленей морбилливирусом была доказана впервые в мире.
  • Расшифровка байкальской осадочной летописи палеоклиматов последних 8 млн. лет и расшифровка субресцентных климатических летописей; непрерывная летопись палеоклиматов такой продолжительности на континенте могла быть получена только на озере Байкал, все результаты были пионерными; работа была выполнена в широкой международной и внутрироссийской кооперации.
  • Впервые для пресноводного водоема на примере озера Байкал разработан и апробирован комплекс методик и оборудования для поиска и картирования приповерхностных скоплений гидрата метана и добычи газа из них. Работа выполнена в тесном сотрудничестве с научными и образовательными учреждениями России, стран Европы и Азии.

На Байкале прошли испытания беспилотника для экологического мониторинга озера

Исследовать Байкал теперь и с воздуха планируют иркутские ученые. В помощь им — беспилотные аппараты. Такую аэрофотосъемку можно использовать для экологического мониторинга береговой зоны озера. Цветение водорослей, загрязнение мусором, например — от беспилотника не скроются.

Место для полетов — поближе к Байкалу. Ровный луг — подходящая площадка для них. Обследовать озеро с воздуха сегодня будет беспилотник. Но пока, как и в большой авиации, нужно подготовиться ко взлету.

Принцип действия, как у обычной рогатки. Катапульта позволяет беспилотному аппарату набрать начальную скорость в несколько десятков километров в час. Запускают его сотрудники Иркутского филиала Московского технического университета гражданской авиации.

Эти испытательные полеты по заданию Лимнологического института. Задача ученых — оценить технические возможности аэрофотосъемки береговой линии Байкала, смогут ли такие кадры с воздуха помочь им в исследованиях озера.

— Нас интересует подводная часть, ландшафт. Как заросли, не заросли, какими видами макрофитов. Дно и наземная часть. Это урезовая зона. Тот же техногенный, пластиковый мусор мы можем увидеть. И какая разрешающая способность у этого аппарата. Следующий этап — на основе нейросетей идет распознавание образов, чтобы понять, какая площадь дна покрыта, допустим, зарослями. Или какое скопление берегового детрита или того же пластика находится в прибрежной зоне, — говорит директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов.

А дальше беспилотник летит по заранее заданному маршруту. Рельеф здесь сложный, говорят специалисты — холмы, горы, вода. Поэтому сейчас нужно, что называется, «пристреляться» — то есть понять, где безопасно летать и на какой высоте.

— Сейчас он выполняет проход линейной съемки. Высота у него сейчас 390 метров. Расстояние до него полкилометра. Сейчас начинает разворачиваться, — говорит преподаватель отделения среднего профессионального образования ИФ МГТУ гражданской авиации Ян Устинов.

Все передвижения беспилотника видно на мониторе. К слову, подниматься он может на высоту до 4 километров. Дальность полета — семьдесят.

Тестовые полеты, конечно, не на такие расстояния. Пилоты с земли могут корректировать маршрут. Позже на основе этих аэросъемок будет составлен план полетов для более детальных исследований этой местности.

А вот то, что наснимал беспилотник. Разглядеть близко, например, водоросли под водой в этот раз не получилось. Все-таки летать нужно на более низкой высоте, говорят пилоты. Сказалась на картинке и погода — облачность, дождь. Поэтому преимущества такого аппарата ученым еще предстоит оценить.

— Если нам надо получить статическое изображение, то безусловно равных коптеру нет. Этап зависания, этап точной фокусировки, настройки камеры, детальная какая-то съемка. Движение по траектории изменения выцсоты. Самолет нам позволяет делать большой охват, большую площадь и за очень короткое время. Но для того, чтобы применять самолет, мы должны детально изучить обстановку в части места полета, — говорит начальник отделения среднего профессионального образования ИФ МГТУ гражданской авиации Михаил Портнов.

Пока это тестовые полеты беспилотника. Если испытания пройдут успешно, использовать его можно будет для экологического мониторинга Байкала. Например, чтобы выявить на воде загрязнение, оценить его и определить площадь.

ссылка на новостной материал