Эндемичные букеты видов Turbellaria – явление, весьма необычное для пресноводных экосистем. Большинство озер Земли (включая некоторые из древних) заселены широко распространенными видами турбеллярий. Байкал является “рекордсменом” среди озер по разнообразию обитателей (Тимошкин, 1994; Тимошкин, 2001; Timoshkin, 1997). В списке фауны по числу видов и подвидов турбеллярии, «опережая» такие многочисленные группы, как моллюски, коловратки, остракоды и др., занимают 4 место после инфузорий (более 400), амфипод (345), олигохет (204–208); на их долю приходится 7.3% от общего числа видов фауны Байкала. Разнообразие байкальских турбеллярий поразительно. В озере живут представители 9 отрядов и подотрядов, 12 семейств и подсемейств, 42 родов; 193 видов и подвидов. Из них 72.5 % родов и 99.5 % видов – эндемичны (Порфирьева, 1977; Порфирьева, Тимошкин, 1989; Тимошкин, Наумова, Новикова, 2001; Тимошкин, 2005). В Байкале представлены все пресноводные отряды Turbellaria. Продолжаются находки байкальских турбеллярий, строение которых настолько необычно, что ученым приходится устанавливать для них новые виды и рода. Недавно была открыта и охарактеризована фауна эндемичных просериат, представленная в озере 5 новыми видами и двумя родами (Тимошкин, Лухнев, Зайцева, 2010; Лухнев, Тимошкин, Зайцева, 2011) (рис. 1). Еще более удивительная зоогеографическая находка была сделана в Байкале в 2007 г.: был найден первый пресноводный представитель типично морской фауны турбеллярий-калипторинхий с расщепленным хоботком (подотр. Schizorhynchoidea) (Тимошкин, 2009, 2011).

Форма тела турбеллярий весьма различна: она может быть каплевидной, овальной, лепестковидной, нитевидной. Тело многих турбеллярий дорсовентрально уплощено и у подавляющего большинства червей покрыто равномерным ресничным эпителием. Длина тела половозрелых червей также существенно различается: от долей миллиметра (далиеллоиды, тифлопланоиды) до 1–1.5 метров (наземные планарии). Мелкие представители плоских червей могут свободно плавать, крупные обитают на дне. Морские поликлады имеют планктонную мюллеровскую личинку. Как правило, черви – гермафродиты (редко – раздельнополые), размножаются половым путем, откладывают коконы. Многие представители Macrostomida (Microstomidae) и Catenulida в течение большей части жизненного размножаются бесполым (вегетативным) путем, образуя целые цепочки, состоящие из молодых червей, прикрепленных к материнской особи.

Байкальские турбеллярии могут быть занесены и в «морфологическую книгу рекордов»: среди них много карликовых видов, длина половозрелых особей которых не превышает 0.4–0.7 мм; здесь также обитают самые крупные пресноводные представители калипторинхий [Diplosiphon baikalensis (Rubzov, 1929) – длиной 7 мм в сокращенном состоянии], трикладид [Baikaloplana valida (Korotneff, 1912) – 200 мм в сокращенном и более 400 мм – в ползущем состоянии], пролецитофор (Baikalarctia gulo Fridman, 1927 – более 40 мм в сокращенном состоянии), просериат. Весьма разнообразна окраска спинной стороны червей (особенно – мелководных планарий-трикладид, предназначение которой совершенно не понятно, если учесть, что днем они сидят неподвижно на нижней стороне камней, охотятся ночью, различать цвета не могут). Такого таксономического и морфологического разнообразия свободноживущих ресничных червей нет ни в одном другом пресном водоеме мира.

Экология байкальских турбеллярий, включая их жизненные циклы, практически не изучена. Но даже, то немногое, что известно, ставит их в особое положение. Выяснено, что черви встречаются до максимальных глубин озера. Обнаружено несколько глубоководных видов планарий, калипторинхий, просериат, специализированных к обитанию на больших глубинах. Очевидно, в разных группах турбеллярий освоение глубин происходило неоднократно и не одновременно: об этом свидетельствует разная степень редукции глаз и депигментации тела, свойственные обитателям больших глубин (от полного их отсутствия у глубоководных планарий-бделлоцефал и римацефалюсов до нормальных – у калипторинхий и некоторых трикладид).

Недавно было выяснено, что продолжительность жизни мелководных планарий-байкалобий (длина тела половозрелых червей составляет около 20 мм) может составлять минимум 2 года, а 20-сантиметровых планарий-гигантов – соответственно, не менее 20 лет (!) (Zaytseva, Mizandrontsev, Timoshkin, 2006).

По новейшим данным (Тимошкин, Шевелева, Зайцева, ориг.), численность микротурбеллярий отрядов калипторинхий, макростомид и других в сообществах песчаных пляжей и каменистой литорали Байкала может быть сопоставима с таковой нематод (!); при этом черви могут быть одной из доминирующих групп мейозообентоса. Мелководные планарии-байкалобии в период массового размножения являются доминирующей группой зообентоса на глубине около 0.5 м. В 2006 г. в озере впервые были обнаружены криофильные турбеллярии: несколько представителей рода Baicalellia (подотряд Dalyelloidea) обнаружены в лужицах талой воды на поверхности льда, а также – в обрастаниях с нижней стороны льда. Подавляющее большинство червей (даже самые мелкие) – хищники, некоторые из них употребляют в пищу фитобентос. Сами черви чрезвычайно редко могут быть найдены в пищевых комках рыб; но коконы байкальских планарий в некоторые сезоны могут быть одним из наиболее многочисленных видов пищи байкальского хариуса (Кузнеделов, Дзюба, 1999).

По происхождению, большая часть фауны имеет пресноводные корни. Представители турбеллярий-далиеллоид (род Baicalellia), еще не изученных просериат и калипторинхий-шизоринхид явно связаны с морскими предками (что пока совершенно не поддается объяснению). На основе уже собранного материала можно предположить, что к настоящему времени описано не более 2/3 от реального числа видов Turbellaria Байкала. Несомненно, байкальские турбеллярии могут служить модельной группой для изучения вопросов происхождения и эволюции фауны Байкала вообще. Столь многочисленную, разнообразную и глубоко эндемичную фауну Тurbellaria, обитающую в пресном озере, с полным правом можно отнести к числу уникальных биологических феноменов, достойных всестороннего изучения.

Тимошкин О.А.

Baikalobia guttata (Gerstfeldt, 1858)

Papilloplana leucocephala (Sabussov, 1903)

Opisthocystis novitzkyi Timoshkin, Zaytseva et Gutsol, 2009

Opisthocystis stepashi Timoshkin, Zaytseva et Gutsol, 2009